флафф, некрофилия
Ну, вот и все. Или почти все. Теперь ждем рождественской серии.
Моффат все-таки большой молодец. У него есть недостатки, и я не беру назад всю свою критику в его сторону. Так или иначе, Моффат намного ближе и понятнее мне как сценарист, чем тот же Рассел Ти Дэвис, поэтому мне интересно разбирать его сезоны: ясно видишь и удачные находки, и моменты, которые можно было сделать лучше.
Концовка предыдущего сезона, Heaven Sent и Hell Bent, была прекрасна, и меня ей придавило на довольно долгий срок, но это были типично моффатовские серии с ровно-тоскливым настроем: тлен в соусе из тлена, украсить листиками тлена. Я и сама умею такое выдавать. У Моффата довольно узкий круг любимых образов и тем, все его ключевые серии очень похожи: там большие темные библиотеки или какие-то заброшенные жутковатые замки, чьи-то когтистые лапы на шее, одиночество, страх того, что ты не можешь доверять собственным глазам и собственному разуму. (Собственно, отсюда растут уши самого древнего страха человечества - боязни темноты - но у Моффата были куда более интересные вариации воплощения этого страха: и Плачущие ангелы, на которых надо смотреть неотрывно, и люди, чьих лиц не видишь, в противогазе или в скафандре, и - педаль в пол - ослепший Доктор в серии "Экстремис", прекрасный, как тыща рассветов - все это об одном и том же по сути). То, что я понимаю, как работает механика истории в сериях Моффата, не мешает мне ими наслаждаться, поскольку это всё и мои любимые образы и темы тоже.
Концовка нынешнего сезона - неожиданно - намного разнообразнее и в плане образов, и - самое главное - в плане эмоций. Как на американских горках - вот ты ржешь, как идиотка, а через пару минут близка к тому, чтобы разреветься. Очень, очень здорово. Я-то сама не очень умею в эмоции в текстах, всегда кажется, что получается неуклюже, и что чем их меньше, тем лучше. И бурные чувства эпохи РТД, проговариваемые вот прямо через рот, меня смущали: например, предсмертная истерика Десятого Доктора вспоминается как нечто мучительно неловкое (хотя, возможно, если я пересмотрю эту серию, то поменяю свое мнение). Моффат, как мне долго казалось, и не пытается залезать на территорию чувств, отношений и характеров... и только в предыдущем сезоне я осознала, что он не только пытается, но это у него ужасно хорошо, тонко и нежно получается. Как он потрясающе оперирует "красотой умолчания" или маскирует искренность чувств буффонадой, как в случае Мисси или Ривер. Я теперь очень внимательно смотрю, как Моффат все это делает, и пытаюсь учиться.
Ну вот например. В девятом сезоне, в серии Under the Lake, был момент, когда Доктору говорят про смерть одного из персонажей, он не знает, что сказать, и начинает перебирать карточки с вариантами ответов. Я тогда еще не успела уяснить, что надо доверять Моффату в вопросе раскрытия характеров персонажей, и меня эта сцена сначала возмутила до глубины души: Моффат, ты рехнулся? Мы тут "Шерлока" смотрим, что ли? Это же мать-его-Доктор, а ты даешь ему карточки с подсказками для социопатов - как можно настолько не понимать Доктора?! Потом до меня дошло. Эти карточки с подсказками и вся эта сцена - ровно о противоположном: об обостренной ранимости и человечности нынешнего Доктора. Потому что в такой ситуации любые самые красивые слова - это просто слова, а Двенадцатый не очень умеет в утешение. Он знает, что должен сказать хоть что-то, и пользуется готовыми шаблонами фраз, но прекрасно понимает, насколько они бессмысленны, и ему от этого больно.
Многие отказываются все это видеть, потому что Моффат прикрывает все глубокие переживания иронией, дурацкими диалогами и шутками ниже пояса (употребляю это выражение без осуждения, Мастер, у которого встало на самого себя - это гениально, хаха), а сами чувства обозначает тонкими штрихами, парой слов или взглядов, которые легко пропустить. К тому же многие его персонажи появляются на экране в неправильном порядке, поэтому то, как они себя ведут и то, что они говорят, часто выглядит как полная ерунда, но если пересмотреть серии по второму разу, распутать клубок тайми-вайми и вытащить из него ниточку личной хронологии каждого героя, оказывается, что у каждого вполне логичная линия развития, и происходящие с персонажами изменения осмысленны.
Ну и... логика развития персонажа самого Доктора - Докторов - тоже осмысленна.
Двенадцатый в этой серии не просто так повторяет, что он - "Тот Самый Доктор", "The Original".
Возможно, я необъективна, потому что Двенадцатый - мой самый любимый, самый понятный и близкий мне Доктор, но я почти уверена, что Моффат хотел сказать именно это: Двенадцатый - Доктор в большей степени, чем любая из прежних регенераций. Сначала был травмированный жутковатый Одиннадцатый, который всю дорогу прятался от других и самого себя. А потом он прятаться перестал и себя принял, и тогда на свет появился Двенадцатый. Это Доктор, который знает, кто он такой, и знает, во что он верит и за что сражается. Доктор, который может признаться себе и другим, что он совершает ошибки и люди погибают из-за него. Доктор который может позволить себе выглядеть старым, который может быть угрюмым, или слабым, или жестоким, и вообще все что угодно может себе позволить, потому что когда ты Доктор, ты не обязан кому-то нравиться. И еще это Доктор, который осознает, что он одинок, и ему уже не нужны спутники с функцией учеников или детей, ему нужен равный - и он сначала проваливается в губительную дружбу со своим отражением-Кларой, а потом, разумеется, вспоминает про школьного друга-врага. (Про линию Мисси в десятом сезоне - у нее ведь все закончилось тем самым "without hope, without witness, without reward"! - я вообще ничего не буду говорить, потому что ну как же так можно-то с собственными персонажами... нет, я знаю, что только так и можно, но это слишком больно).
И мне, конечно, страшно интересно, что будет дальше, как Моффат с этим справится, каким будет Тринадцатый, кто вообще может прийти на смену Тому Самому The Doctor. (Я даже почти поверила, что Тринадцатый Доктор может оказаться женщиной, в этом сезоне было как-то много разговоров про гендер.) Но сейчас мне просто очень грустно, ужасно не хочется отпускать Двенадцатого. Умом я понимаю, что Двенадцатый, каким бы прекрасным он ни был, не может остаться навсегда - я сейчас, конечно, не про то, что Капальди стареет, а про внутреннюю логику сериала. "Доктор" - он, ну, как жизнь: учит тому, что все течет и меняется, что даже смерть - это если не благо, то неотъемлемая часть этого течения. Есть то, что постоянно: вера в торжество разума, доброта, храбрость, надежда, любовь, жажда чудес. Но все это не может вечно происходить в одних и тех же декорациях и с одними и теми же людьми: на смену одному Доктору приходит другой, меняются его спутники, меняются враги (Мастер постоянен, но и он, как сам Доктор, обретает новые лица и черты личности), меняется Тардис... Потому что нет ничего вечного, и ценность всех переживаний именно в их мимолетности, и есть кое-что хуже страха перемен и даже страха смерти: мысль о том, что ничто никогда не закончится. Так что я, конечно, не прошу, чтобы Капальди был вечно, потому что вечность - это жутковато. Но я бы смотрела сериал про Двенадцатого еще долго-долго.
Как и сериал про Мисси - тут я, увы, не могу подвести доказательную базу под факт, что она лучше всех, но она лучше всех.
Господи, как же мне будет их не хватать.
Какой-то сумбурный пост. Ту мач филингз, хотелось выговориться.





@темы: fangirl mode ON, сериалы