флафф, некрофилия
Вы, наверное, знаете, что "Доктор Кто" уже очень давно - мой любимый сериал. Самый лучший на свете. Раньше мне его и сериалом было как-то неловко называть: незамутнённое счастье в формате avi.
Стивена Моффата, который сейчас стоит у руля "Доктора", я долго считала одним из лучших на свете сценаристов. Серии Моффата ("The Empty Child", "The Doctor Dances", "Blink", "Silence in the Library") были моими любимыми в эпоху предыдущего шоураннера, Рассела Ти Дэйвиса, потому что Моффат принес в эту сказку темноту: абсурдное, жуткое, непонятное. "Лучшая сказка – та, которую трудно понять, но от которой становится страшно".

Когда Моффат встал во главе сериала, мне казалось, он должен стать только лучше: ведь старые серии Моффата были такими прекрасными, к тому же я была недовольна некоторыми ходами РТД, а мелодраматической смертью Десятого - особенно, а начало истории Моффата про Девочку, Которая Ждала было вроде бы таким близким...
Сезоны шли, и чем дальше, тем меньше я понимала, что происходит в сериале, но по-прежнему защищала Моффата. Мне нравился его клубок сюжетов без конца и начала - до поры до времени: я всё надеялась, что Моффат ведет какую-то неочевидную для зрителя игру и в конце концов свяжет все концы этого своего тайми-вайми так, что все ахнут.
Но, кажется, уже не дождусь.
"Доктор" - идеальный сериал в том смысле, что он даёт сценаристам почти бесконечный простор для воображения. Благодаря "Доктору" - в частности, благодаря Моффату - я стала много думать о сценариях, о писательском ремесле, о том, как вообще работают винтики и шестеренки сюжетов.
Моффат научил меня, что хитрозакрученные сюжеты со временем-шременем и дедукцией-шмедукцией (Да, "Шерлок", я смотрю на тебя) надо проверять на прочность, пересказав сюжет коротко и простыми словами. И что они эту проверку могут не выдержать.
В какой момент я начала с теплом вспоминать РТД и его истории, простые и ясные, где было понятно - о чём это и зачем? Наверное, когда поняла, что не могу вспомнить, о чём были сезоны Моффата. Какие-то отдельные куски помню. А общую канву - нет. Может быть, спустя какое-то время я отважусь предположить, что этой канвы просто не было.
Моффат научил меня тому, что путешествовать и приключаться надо о чём-то. Нет, на самом деле меня этому учил ещё "Стар Трек" в нежные пятнадцать лет, но я упорно не хотела взять эту науку на вооружение и считала, что если у тебя клёвые персонажи и клёвый мир, то и так сойдёт, без навязших в зубах вечных ценностей. Но благодаря Моффату я уяснила, что что-то тут не так - когда нет ни проблем, ни вопросов, ни роста и развития героев. Даже если у тебя при этом есть синяя будка и самая большая и навороченная звуковая отвёртка, и Клара на мотоцикле, и тысячи разных миров, и Гитлер в шкафу впридачу.
Моффат научил меня, что бывают персонажи, которыми восхищаешься и в которых влюбляешься - а бывают персонажи, в которых веришь. И это совсем разные категории персонажей. Ну, вы понимаете: Клара (если бы я создавала собственный персонаж во вселенной Доктора, это, конечно, была бы вылитая Клара) - и... например, Донна. Донну я, боюсь, не сумела бы придумать.
Когда я пишу, что благодарна Моффату за эту науку, я серьезна, потому что разбор недостатков, на мой взгляд, действительно способен научить большему, чем бездумное восхищение. Пока у руля был РТД, я не особенно думала ни о структуре сериала, ни о сюжетах, ни о героях. Просто смотрела каждую новую серию с раскрытым ртом, и при звуках опенинга сердце сладко замирало.
Я не начала думать, что Моффат - плохой сценарист, это было бы попросту глупо. Я по-прежнему считаю, что он очень талантлив, но он научил меня, что у каждого есть сильные и слабые стороны. Возможно, рулить сериалом - не его сильная сторона.

Получилось так, что я в один день посмотрела "День Доктора" и вторые "Голодные игры". Деталь, почти не имеющая отношения к теме поста. К теме поста имеет отношение тот факт, что "ГИ" произвели на меня больше впечатления, чем "Доктор". Не то чтобы "День Доктора" мне совсем не понравился. Это было... мило и местами забавно. Но то, что я не могу найти других слов, чтобы передать свои впечатления от фильма - вот это до ужаса неправильно. Это ведь, понимаете, "Доктор". И это ведь не проходная серия была - это юбилей.
Вчера читала вот этот пост и много думала.
Может быть, я просто стала капризной, привыкла, что "Доктор" - лучший на свете сериал, и теперь жду от него чего-то совсем уж сверхъестественного?
Может быть, проблема в том, что у меня - у всех нас - успело сформироваться собственное представление, каким должен быть "Доктор" (и Доктор), и я просто недовольна, что BBC не ведет прямую трансляцию из моей головы, а осмеливается показывать что-то своё?
Мне по-прежнему нравятся диалоги, и актёры, и шутки, и английскость, и Клара, и пропитанные абсурдом серии. Когда в сериале всё такое здоровское, ему ведь и не нужен какой-то особенно мудрый сюжет... наверное. И я, конечно, буду преданно ждать рождественскую серию и следующий сезон. И уверена, что буду и дальше смотреть "Доктора" с удовольствием, и более того, это по-прежнему будет один из моих любимых сериалов.
Но теперь уже - просто один из. Теперь я наконец готова признать, что моффатоненавистники в чем-то правы. Что-то не то этот человек сделал с лучшим на свете сериалом, раз даже мелодия сойки-пересмешницы теперь отзывается в сердце сильнее, чем заставка "Доктора"...

@темы: сериалы, сочинительская кухня

Комментарии
28.11.2013 в 23:30

сушка
Ameko, огромное спасибо тебе за этот пост. Все твои рассуждения и мысли - я согласна вот просто с каждым словом, удивительно даже! Ты сказала то, о чем я упорно не хотела думать, но, наверное, пора уже это принять как реальность.

Помню как я, которой никогда в голову не приходило искать инфо о сценаристах, но после "The Empty Child", "The Doctor Dances", "Blink", "Silence in the Library" - явно чувствовалась чья-то волшебная рука в этих сериях. И так я узнала о Моффате. Ну и дальше я просто разрывалась от счастья, когда его поставили у руля.
И вот - первые его сезоны я радовалась, а, например, весь последний сезон я просто смотрела в полнейшем смятении. Некоторые серии я даже не видела полностью, я просто засыпала, лишь бы не смотреть... мне было неловко как-то. На экране творилось нечто... очень часто мне было даже лень понимать что к чему, потому что я не верила ни улыбкам, ни слезам. Какой-то фарс. =(

И я, признаюсь, завидую тем, кому до сих пор все нравится. Я бы тоже хотела так. Но не получается. =\
29.11.2013 в 14:05

флафф, некрофилия
Вислоухая Марта, я уже писала выше другим людям, что история Эми мне нравится и близка, но мне не хватает расставленных в нужных местах акцентов: я не понимаю, о чём она мечтала и к чему стремилась до и после встречи с Доктором, не вижу, что в ней изменилось благодаря ему. Чем он для неё стал? А если ничем не стал, то какой смысл было ждать его всё детство?
Что касается Ривер, без Доктора не было бы лишь той ее, которую мы знаем Ну да, без Доктора была бы какая-то другая Ривер-Мелоди, но персонаж, которого мы знаем, полностью завязан на Докторе..

Балерина в пачке... сигарет, она стала писательницей не потому, что у этого персонажа случился рост и развитие до такого статуса, а потому что Моффату просто понадобился "вот это поворот" - чтобы кто-нибудь написал книгу Да, впечатление именно такое.

Найнив, :friend:
И я, признаюсь, завидую тем, кому до сих пор все нравится. Я бы тоже хотела так. Но не получается.
Да, именно. Когда я прочитала пару очень хороших и искренних отзывов тех, кому юбилейка понравилась, мне даже чуток неловко стало, что я такая злобная крокодилица, но у меня уже не получается поверить.