флафф, некрофилия
На ФБ-2015 нашелся бриллиант, которым я просто не могу не поделиться: аналитика, Эволюция мотивов насилия в творчестве Крапивина. Серьезно, я долго мечтала, чтобы кто-нибудь собрал все эти моменты воедино. (Сначала я прямо и честно написала "эти пиздецовые моменты", но учитывая, что в детстве ВПК был у меня одним из любимых авторов, да и сейчас я думаю о многих его книгах с теплом, лучше воздержусь от оценочных суждений. %))
(Кстати, самый смак - про проволоку - моя память почему-то милосердно выпилила. Экий вы затейник, Владислав Петрович...).

@темы: книжное, закладки

Комментарии
21.09.2015 в 03:11

И я не знаю - что, но я знаю - как: Как хотелось бы мне. А там - хоть потоп! (с) ЗЗ
Занятненько. Тоже в детстве очень любила ВПК, Голубятню на желтой поляне бессчетное количество раз перечитывала. Хотя на моменты насилия особого внимания не обращала, а вот его зацикленность на мальчиках мне в глаза бросилась, ага =)
21.09.2015 в 06:56

oh well oh well oh well
Я сейчас вот по дороге на работу и с работы слушаю аудиокниги Крапивина - те, что пропустила когда-то)
Обидно, что всё время мальчики, а девочки если и есть, то вредные и на заднем плане штопают штаны. Кстати, много отрицательных женских образов попадалось - всякие злые тётки из разных там контор и учреждений.
То есть мальчики - это всё конечно хорошо, но хотелось бы хоть одну нормально выписанную девочку - не трусливую, не вредную, не глупую и не прислуживающую на заднем плане основнм персонажам =/
21.09.2015 в 08:34

oh well oh well oh well
Я написала комментарий, а он удалился О_о
21.09.2015 в 10:20

флафф, некрофилия
Callejera, а я почти все из перечисленного не раз перечитывала. В тех же "Корабликах" насилие оооочень трудно не заметить )

Memfis., не найдешь ты у него таких девочек, не надейся)
Хотя я вчера взялась перечитывать "Лужайки, где пляшут скворечники" (где про проволоку) и с удивлением обнаружила там гет, но в сцене совместного купания (ох уж эти крапивинские сцены совместных купаний!), разумеется, уточняется, что у девочки "грудь совсем как у пацана – никаких выпуклостей". :gigi:
21.09.2015 в 10:24

oh well oh well oh well
Ameko, там кое-где проглядывает гет иногда, но всё сводится либо к "она всё равно ничего не понимает, мальчики-друзья лучше", либо к "она мне как сестрёнка, зашивает мне штаны"(
Ну в "Самолёте по имени Серёжка" вон девочка с парашютом в темноту прыгала, но её до этого оберегали покровительственно и всячески оказывали помощь. Как-то коробит такой однобокий подход - все мальчики сплошь милые, добрые, не по годам умные няши, а девочки в основном какие-то картонки =/
комментарии сами собой вернулись обратно, чудеса
21.09.2015 в 10:51

флафф, некрофилия
Memfis., еще в "Журавленке и молниях" есть девочка, в "Мушкетере и фее" есть девочка, в "Лето кончится не скоро" есть девочка. Больше что-то не припомню... Что поделать, девочки - не его тема.
21.09.2015 в 10:58

oh well oh well oh well
Ameko, в цикле "В глубине Великого кристалла" иногда попадались тоже, но всегда мельком и на заднем плане. А мамы все сплошь одинаковые у всех мальчиков =( У меня ощущение уже, что Крапивин женщин в принципе не любит.
21.09.2015 в 11:47

флафф, некрофилия
Memfis., тоже мне, открыла Америку :)
Но я все равно его люблю!
21.09.2015 в 12:00

oh well oh well oh well
Ameko, нет, ну то есть одно дело, когда человек просто концентрируется на какой-либо теме и пишет именно про мальчиков, обходя вниманием девочек. А другое - когда он не любит весь женский род и транслирует в своих произведениях, мол, все девочки одинаково стрёмные =/
Но даже зная это, всё равно читать его интересно, это да)
21.09.2015 в 12:58

флафф, некрофилия
Memfis., если ты пытаешься оценить его книжки с позиции феминизма, подумай о том, скольким девочкам, прочитавшим все это добро лет в 8-10, эти милые мальчики помогли раскрыть свою сексуальность :umnik: (и любовь к легкому БДСМу, бвахаха) (Впрочем, с тем же успехом они могли вколотить в головы читательниц мысль, что женщина - это гадость, но это уже зависит от самооценки и крепости психики читательницы)
21.09.2015 в 13:06

oh well oh well oh well
Ameko, я не особо упарываюсь по феминизму, но тут женщины явно недооценены) Впрочем, с тем же успехом они могли вколотить в головы читательниц мысль, что женщина - это гадость this. Причём не только читательниц, но и читателей, что в дальнейшем может повлиять на их отношение к женщинам.
21.09.2015 в 13:27

флафф, некрофилия
Memfis., да, думаю, может) Что тут скажешь? Тут спасет только разнообразие, надо перемежать крапивинских мальчиков какими-нибудь другими детскими книгами. Хороших книжек с девочками не то чтобы мало.

У любого автора в творчестве можно найти определенные зацикленности и травмы (в том числе именно на сексуальной почве) - можно над ними посмеиваться, вот как я сейчас, но, как ни крути, без этих травм его творчество уже не было бы его творчеством) Все мы люди, у всех свои тараканы.
21.09.2015 в 13:39

oh well oh well oh well
Ameko, ну кстати вот именно у Крапивина эти сцены насилия очень сильно выбиваются из основного повествования, как мне кажется. То есть идёт обычно как "цветочки-небо-друзья-лето" и вдруг ХУЯК КРОВЬ КИШКИ ДРАМА ПИЗДЕЦ, а потом опять всё хорошо и как будто не было.
Вот этот момент с проволокой тоже, это ж надо было додуматься. Можно было банально про повешение написать или ещё что (хотя про повешенных детей у него в другой книге уже было), а тут вон какая изобретательность и подробности. Неужели у него не было кого-то близкого, ну или хотя бы редактора какого, который сказал бы "эй, алё, тебя опять занесло, такое детям не надо"?.. Я не приверженец того, чтобы сжигать все "вредные" книги и беречь детей от геев, но блин, дети разные бывают, можно реально поколение маньяков на таких книжках вырастить(
21.09.2015 в 14:58

флафф, некрофилия
Memfis., не надо беречь детей от геев, нормальные геи обычно не думают о том, как проткнуть мальчиков проволокой :gigi:
Мне, наоборот, кажется, что чернуха почти нигде из повествования не выбивается, но, наверное, это потому что я больше всего любила и чаще перечитывала как раз самые взрослые вещи - "Гуси-гуси", "Голубятню", "Кораблики" - а там весь текст такой. По-моему, почти во всех книгах про Кристалл и Безлюдные Пространства, даже в тех, которые не чернушные, куча страдашек и обреченности.
Хотя, возможно, я была просто депрессивным ребенком с затуманенным сознанием, потому что первым, что я прочла у Крапивина, были "Дети Синего Фламинго", и даже в этой милой детской книжке мне все казалось очень странным и каким-то тревожным.
А у тебя с чего все началось и что ты у него больше всего любишь?:)
21.09.2015 в 19:12

oh well oh well oh well
Ameko, я сейчас открою страшную тайну и ты возможно будешь смеяться) На самом деле, я не знала про Крапивина до недавнего времени! В детстве у меня было много разных книжек, но про Крапивина я не слышала вообще, мои родители тоже. В библиотеке, где я постоянно тусовалась, тоже ничего из его книг не было. Так что я начала читать Крапивина только год или полтора назад, позор мне)
Я начала с "Заставы на Якорном поле", потому что краткое описание больше всех понравилось. Потом поняла, что мне срочно нужно прочитать весь цикл про Кристалл - и пока Кристалл у меня остаётся любимым циклом) Мне очень нравится, как истории переплетаются и дополняют друг друга, нравятся научные элементы, ну и вообще это гораздо круче, чем какой-то мальчик-самолёт, имхо) Из этого цикла самые любимые - это "Гуси-гуси", "Выстрел с монитора" и наверное "Сказки о рыбаках и рыбках". Помимо цикла я начала "Сказки и были Безлюдных Пространств", но после Кристалла они как-то не очень, разве что "Лето кончится не скоро" более-менее понравилось. У меня ещё есть "Та сторона, где ветер" (пока ещё не читанная) и "Бриг "Артемида"" (не очень понравилось, видимо я ждала чего-то большего). Вот.
21.09.2015 в 19:12

oh well oh well oh well
Ameko, я сейчас открою страшную тайну и ты возможно будешь смеяться) На самом деле, я не знала про Крапивина до недавнего времени! В детстве у меня было много разных книжек, но про Крапивина я не слышала вообще, мои родители тоже. В библиотеке, где я постоянно тусовалась, тоже ничего из его книг не было. Так что я начала читать Крапивина только год или полтора назад, позор мне)
Я начала с "Заставы на Якорном поле", потому что краткое описание больше всех понравилось. Потом поняла, что мне срочно нужно прочитать весь цикл про Кристалл - и пока Кристалл у меня остаётся любимым циклом) Мне очень нравится, как истории переплетаются и дополняют друг друга, нравятся научные элементы, ну и вообще это гораздо круче, чем какой-то мальчик-самолёт, имхо) Из этого цикла самые любимые - это "Гуси-гуси", "Выстрел с монитора" и наверное "Сказки о рыбаках и рыбках". Помимо цикла я начала "Сказки и были Безлюдных Пространств", но после Кристалла они как-то не очень, разве что "Лето кончится не скоро" более-менее понравилось. У меня ещё есть "Та сторона, где ветер" (пока ещё не читанная) и "Бриг "Артемида"" (не очень понравилось, видимо я ждала чего-то большего). Вот.
21.09.2015 в 19:37

флафф, некрофилия
Memfis., смеяться не буду, но мне сложно представить, как эти книжки воспринимаются во взрослом возрасте незамутненным взглядом. У меня Крапивин был одним из самых любимых авторов в детстве и очень-очень-очень сильно на меня повлиял. Пару лет назад я предприняла попытку его перечитать, чтобы оценить хоть с какой-то объективностью, но, кажется, эксперимент провалился, потому что - ну как могут не понравиться книжки, которые нравились в детстве.
21.09.2015 в 19:48

oh well oh well oh well
Ameko, ну а мне наоборот, трудно представить, каково было бы читать их в детстве) Хотя думаю, что мне бы понравилось, но чернуха возможно была бы непонятна и даже напугала бы - это если в совсем юном возрасте. Я никогда не лучилась гиперпозитивом в стиле цветочки-бабочки-пони-радуга, но когда кого-то несправедливо обижали или мучили - это для меня был шок, в справедливость я верила)
Кстати, когда я читала/слушала Крапивина, то не придиралась к каким-то косякам, как это обычно делаю. Может, он включил во мне внутреннего ребёнка, потому что были просто эмоции - то страх, то грусть, то радость, иногда даже до слёз прошибало, но ни разу и мысли не было, чтобы анализировать как-то с точки зрения логики и здравого смысла)
21.09.2015 в 20:14

грибовь
Есть ещё девушка в главной роли в "Портрет с оранжевыми крапинками", очень душевно и с любовью выписана, но и там она противопоставляется окружающим, несколько карикатурным "типичным девушкам", участвует в обязательной сцене штопанья куртки юноше, а её отношения с этим юношей - просто тихий пиздец.

Начала я когда-то тоже с Синего Фламинго, и таки криповатая, безысходненькая атмосфера присутствовала. Но за то и нравился (безумно нравился).
21.09.2015 в 20:24

"Принцесса на горошине, звезда и балерина"... А если я люблю чай с печеньем? (с)
Ameko, неееее, я в детстве Крапивина не читала)))) так что это всё прошло мимо меня)))) Года три назад прочла "голубятню", и что-то больше ничего не хочется %)
Я была ушиблена Реем Бредбери)))) Я прочла его "Марсианские хроники" и "451 градус по Фаренгейту" в 12 лет - и они изменили мой мир)))
21.09.2015 в 20:25

"Принцесса на горошине, звезда и балерина"... А если я люблю чай с печеньем? (с)
Ameko, неееее, я в детстве Крапивина не читала)))) так что это всё прошло мимо меня)))) Года три назад прочла "голубятню", и что-то больше ничего не хочется %)
Я была ушиблена Реем Бредбери)))) Я прочла его "Марсианские хроники" и "451 градус по Фаренгейту" в 12 лет - и они изменили мой мир)))
21.09.2015 в 21:18

флафф, некрофилия
Тэмрак, Начала я когда-то тоже с Синего Фламинго, и таки криповатая, безысходненькая атмосфера присутствовала. Но за то и нравился (безумно нравился).
Ура, значит, не только мне она кажется криповатой! И конец там очень странный, скажи? Мне упорно кажется, что там все умерли.

Балерина в пачке... сигарет, ну кто же не был ушиблен Брэдбери! :) (Но все же, как тебе "Голубятня"? %))
21.09.2015 в 21:18

"Yes, Virginia."
я не буду тред читать по ссылке. не люблю вот это всё, про "да он сам из этих".

я точно понимаю, что в тех же "Корабликах" и в "Жирафе по имени Алик" насилия больше, чем в любых других книгах у Крапивина, потому что эти книги на девяностые годы выпали. на развал страны, в которой Крапивину многое не нравилось, которому хотелось хороших годных перемен, только он не подозревал, что станет ещё хуже. клубы его любимые позакрываются, детям нечем будет заняться и некуда приткнуться, а те же насильники повсплывают пуще прежнего. ну и чем дальше, тем пуще дедушка устаёт, это очень заметно по творчеству.

Брэдбери, кстати, считаю страшным мизантропом. ))) за исключением Гринтаунского цикла всё очень макабрическое и все помирают. )))
21.09.2015 в 21:25

oh well oh well oh well
Ameko, извиняюсь, что вот так влезаю, но мне поначалу показалось, что и в "Заставе на Якорном поле" Ёжики в конце попал под поезд и умер, а мама и всякие радости - это уже что-то вроде рая или предсмертной агонии. Но потом оказалось, что Ёжики вполне себе живой)
21.09.2015 в 21:26

флафф, некрофилия
Heavy Rain, заметь, я в посте воздержалась от оценочных суждений и ничего не написала про "да он сам из этих"!
Брэдбери я считаю очень даже филантропом, но со мной все давно понятно, для меня "всё очень макабрическое и все помирают" - самая лучшая книжная рекомендация :)
21.09.2015 в 21:30

флафф, некрофилия
Memfis., а я до сих пор считаю, что Ёжики попал под поезд и умер. Но это как раз характерная черта крапивинских книжек (м.б. другие читатели воспринимают не так, не знаю), там всегда ничерта не понятно, как с котом Шрёдингера.
21.09.2015 в 21:35

oh well oh well oh well
Ameko, просто он же в других книгах потом появляется, вполне себе живой, так что вряд ли он умер в том смысле, что его совсем не стало - просто переместился на другую грань. А кто-то же там и туда-сюда мотался, не обязательно для этого было под поезда бросаться)
Вообще да, Крапивин видимо упирал в некий магический реализм, когда всё на грани и непонятно, было на самом деле или не было, а если и было - то как именно. Как вон с тем же Серёжкой - был ли мальчик на самом деле или он всё это время был воображаемым другом? Правда ли они превращались в самолёты? Правда ли, что Серёжка так внезапно погиб в конце, но вроде как не погиб, а попал в некий город на облаках (опять намёк на рай, что ли)? Ничего точно сказать нельзя, понимай, как хочешь)
21.09.2015 в 21:46

"Yes, Virginia."
Memfis., да все открытые финалы каждый понимает "в меру своей испорченности", не иначе. ) мне в голову в детстве не приходило, что Ёжики попал под поезд. а потом, позже - приходило, конечно же. но это как с финалом My mad fat diary, например, когда хочется надеяться на лучшее, несмотря на то, что Рэй вся такая решительная уезжает в новую жизнь. но ты при этом прекрасно знаешь, какими могут быть последующие срывы у людей в депрессии после того, как они бывают на подъёме.
21.09.2015 в 21:54

грибовь
И конец там очень странный, скажи? Мне упорно кажется, что там все умерли.
Как мне кажется, из-за того, что события концовки показаны очень скомканно, да ещё и по-таинственному отрывочно, не возникает ощущения, что сказка кончилась хорошо. Есть безысходность и бессилие от болезни Жени, Юлька остался на какой-то заведомо провальной миссии, и есть напряжение от появления птицы, а вот... катарсиса какого-то нет. Ну ИМХО. Даже не показали, живы-то родители Юльки, может он в пустой дом мчится?
21.09.2015 в 21:56

грибовь
Ну у Крапивина вообще много таких нангилимовских концовок - и в Журавленке, и в Якорном поле, и даже с Серёжкой-самолётом. Но мне в детстве они нравились. Нервы щекотали и не давали забыть.