флафф, некрофилия
Продолжаем играть в "скриншот недели". Глядите-ка, я миновала полугодовой рубеж и у меня пока нет желания бросить это дело.)
В отличие от достаточно сомнительного списка предыдущего месяца, июльский получился честным и качественным: июль был месяцем ничегонеделания, и кино я смотрела много - хорошего, странного или же ни того и ни другого. Почти закончила осваивать фильмографию Кроненберга, нашла в себе мужество приняться за Антониони и даже раскопала диск с Ходоровским, запасливо приобретенный во времена интеллигентной киноманской юности. (Но про этих двоих мне пока сложно сказать что-то осмысленное, хочу посмотреть у каждого ещё хотя бы по несколько фильмов, так что выводы будут в следующем месяце. Кстати, эти две фамилии ужасно странно смотрятся, будучи объединёнными в пару.)

26/52. Prezít svuj zivot (teorie a praxe)


Последний фильм моего прекрасного Шванкмайера (последний не только по хронологии, но и вообще последний для меня: увы, мне теперь у него совсем нечего смотреть). Так называемая психоаналитическая комедия. Главный герой начинает видеть сны с участием очаровательной девушки в красном, и не то чтобы эти сны его беспокоили, но кое-что в них кажется ему непонятным, он хочет как-нибудь их контролировать или по крайней мере видеть их как можно чаще - посему обращается к психиатру. Психоаналитичка (чешский язык порой так удачно отражает действительность) старательно копается в его подсознании, выдавая один за другим гениально очевидные диагнозы в духе "- Я боюсь по утрам ходить на работу, - говорит вам пациент. - Вы боитесь утром ходить на работу, - говорите вы пациенту" (с.). Сюжет фильма очень простой, главная, гм, интрига раскусывается зрителем быстрее, чем неторопливой "психоаналитичкой", но запутанный сюжет тут и не нужен совершенно: это просто-напросто комедия - но комедия отличная и очень здорово решённая визуально (фотоанимация с элементами игрового кино). Много толстого и тонкого стёба над психоанализом. Присутствуют Фрейд и Юнг in persona.
Единственный минус фильма - теперь, боюсь, я не смогу адекватно воспринять кроненберговский "Опасный метод", буду хихикать на каждой фразе)

27/52. Buffalo '66


Молодой мужчина выходит из тюрьмы и едет к родителям; желая произвести на них впечатление, по дороге он захватывает заложницу, чтобы та изобразила перед родителями его жену. Не совсем понятно, почему главный герой так старается завоевать если не любовь, то хотя бы расположение этих двух неприятных людей: отец его ненавидит, мать больше интересуется футболом, чем сыном, но, вероятно, кроме родителей у него нет вообще никого. Далее ожидаемо: чем холоднее равнодушие, которым поливают главного героя окружающие, тем с большей добротой и пониманием относится к нему заложница, похожая то ли на ребёнка, то ли на ангела. Образы в фильме очень просты: насколько нежной и неземной кажется Кристина Риччи в голубом платье, с белокурыми волосами и терпением Девы Марии, настолько одинок, недолюблен, зажат, испуган и озлоблен главный герой.
Это очень странный фильм. Обычно мне такое не нравится, потому что в "Баффало 66" декларируется прописная истина "спасение в любви". Но делается это, с одной стороны, достаточно оригинально и с юмором, а с другой - с какой-то болезненной простотой и честностью. (Фильм стоит посмотреть уже хотя бы ради этого своеобразного сочетания.)

28/52. De illusionist


Диск с фильмами Йоса Стеллинга у нас появился благодаря одному знакомому К., кинолюбителю с жежешечки, и бог знает, сколько лет ещё он пылился бы забытым, если бы мне не напомнила о нём Марта, - о самом Стеллинге, конечно, а не о диске. Правда, нельзя сказать, что Стеллинг мне вот прямо сразу понравился: "Летучий голландец" восхитил, а вот "Ни поездов, ни самолётов" показался скучным, и диск снова отложили до лучших времён. Сейчас я посмотрела "Иллюзиониста", и он, слава богу, оказался не хуже "Голладца". Очень хорошая грустная сказка о слегка ненормальной семье; два брата-чудака, один влюблен в ассистентку заезжего фокусника и сам мечтает стать иллюзионистом; второй - самый странный из всей семьи - попадает в психиатрическую лечебницу и ждёт лоботомии. И страшный конец, где непонятно, кому на самом деле сделали операцию, сколько на самом деле было братьев, кто кого придумал: почти "Сакер Панч", только без единого слова на протяжении полутора часов.

29/52. Naked Lunch


Кроненберг никогда не числился у меня в списке "самых-самых" режиссёров, но входил в число тех, которые в каком-то смысле близки. Это совсем не одно и то же, но вторых я тоже ценю. А близок он мне, вероятно, тем, что на протяжении всей своей фильмографии исследует психическое нездоровье и тёмные стороны души. Другого такого дотошного исследователя в кинематографе я не знаю: Линч просто любит тёмное и странное как таковое, Триер - тот вообще про религию, а больше в голову никто и не приходит.
Самый кроненберговский фильм из тех, что я видела - "Паук", он, наверное, больше других подходит для первого знакомства. А "Обед нагишом" (он же "Голый завтрак") - для него как раз довольно нетипичное кино, на мой взгляд. Это экранизация "Голого завтрака" Берроуза - думаю, почти все слышали об этой книге и примерно представляют, о чём она (хотя лично я не смогла дочитать её в своё время). Писатель, употребляющий порошок для травли тараканов, постепенно углубляется в мир своих галлюцинаций. Некоторые фанаты считают, что это история об аутотерапии: герой избавляется от наркотической зависимости только тогда, когда наконец признаёт, что он голубой.)) Чуть выше я сказала, что "Обед" - это нетипичный фильм для Кроненберга, и кто-нибудь, дочитав до этого места, задастся вопросом, в чём же нетипичность, если психическое нездоровье и тёмные стороны души налицо. Нетипичен он ироничностью, и мне он как раз этим и нравится. В первую очередь он, конечно, мрачный, с малоприятными галлюцинациями и ещё более отталкивающим главным героем, но почти в любом фильме про наркотики есть доля смешного. Это далеко не разухабистое веселье "Страха и ненависти в Лас-Вегасе", но невозможно же, не обладая иронией, демонстрировать зрителю печатные машинки, которые превращаются в гигантских жуков и увлечённо рассуждают про гомосексуализм. Вполне себе психоаналитическая комедия, не хуже, чем у Шванкмайера.

@темы: скриншот недели, синематограф

Комментарии
01.08.2011 в 18:21

У Шванкмайера мне больше всего нравится "Алиса".
Кроненберг никогда не числился у меня в списке "самых-самых" режиссёров, но входил в число тех, которые в каком-то смысле близки. Это и у меня так. Но "Паука" пока не смотрела, хотя мне советует лучшая подруга (просто я так привыкла к Файнсу-Лоуренсу, что не решаюсь смотреть на Файнса в других ролях, хотя в "Кориолане" все равно посмотрю). Не могу выделить, что мне у Кроненбнрга нравится , но в целом он мне интересен. Лучше всего помню "Автокатастрофу".
01.08.2011 в 18:43

флафф, некрофилия
tes3m
"Алиса" - первый фильм Шванкмайера, который я посмотрела, поэтому у меня он тоже, наверное, самый любимый. )

Файнс в "Пауке" очень хороший, т.е. у него есть отталкивающие роли, а тут персонаж скорее трагический. Много эмоций, которые сложно сыграть: неуверенность, беспорядочность мыслей, страх перед людьми, отвращение к самому себе, одиночество, - и всё передано очень убедительно. Довольно гнетущий фильм. В общем, стоит посмотреть, да.
01.08.2011 в 18:48

Посмотрю после "Кориолана".)
02.08.2011 в 13:07

Мне хочется любви, оргий, оргий, и оргий, самых буйных, самых бесчинных, самых гнусных, а жизнь говорит: это не для тебя - пиши статьи и толкуй о литературе" (с) Белинский (В.П. Боткину)
А ты не писала отзыв о "Запрещенном приеме"? Было бы интересно почитать)
03.08.2011 в 01:42

флафф, некрофилия
Betazoid
Да, "Запрещённый приём" был у меня одним из фильмов марта (посмотри по тэгу "скриншот недели"). Но отзыв там совсем коротенький - я сначала не ставила себе задачу писать отзывы на фильмы, хотела просто картинки вешать, но потом заметила, что с каждым месяцем количество текста под картинками увеличивается :)