Но нет, нет! Лгут обольстители-мистики, никаких Караибских морей нет на свете, и не плывут в них отчаянные флибустьеры, и не гонится за ними корвет, не стелется над волною пушечный дым. Нет ничего, и ничего и не было! Вон чахлая липа есть, есть чугунная решетка и за ней бульвар... И плавится лед в вазочке, и видны за соседним столиком налитые кровью чьи-то бычьи глаза, и страшно, страшно...
"Мастер и Маргарита"
"Страшно" будет одним из ключевых слов для человека, который пытается обратить в слова свои ощущения от третьих "Пиратов". Но это будет не то "страшно", которое старательно вытаются вытащить из зрителя фильмы ужасов. В нашем случае "страшно" приходит уже на первых минутах фильма, когда нам показывают, как несколько десятков человек обретают смерть на рее. Страшно - оттого, что в эти моменты становится понятно: в этом фильме всё будет совсем по-другому, чем в двух предыдущих.
Первая часть казалась совсем безобидной. Там всё было как бы понарошку. Джек Воробей - несмотря на все его ужимки, дурачества и издевки над другими и самим собой - был тем ангелом-хранителем героев, который никогда не допустит, чтобы с кем-то всерьёз случилась беда. Нет беды, нет смерти, и кажется, что всех без исключения ожидает неизбежное happily ever after.
Во второй части замелькали тревожные сигналы. Нет, смерти там всё ещё не было - ведь никто не поверил в то, что Джек сгинул навсегда, конечно, - зато появилось предательство. Самое настоящее и неподдельное. И это уже было совсем не забавно.
И вот - третья часть, в которой создатели фильма убивают героев хладнокровно и аккуратно. Дав каждому перед смертью возможность продемонстрировать, что он не "третий в пятом ряду", а вовсе даже трёхмерный, настоящий и уже только поэтому безумно трогательный человек.
Этот фильм - первый из трёх, в котором действительно появляется смерть. Первый, в котором осознаёшь, что шанс вернуться с того света - удовольствие всего пары-тройки избранных. И уже почему-то не весело, когда очередные "третьи в пятом ряду" падают за борт или погибают от пушечного ядра. Здесь нет привычных для волшебной сказки закономерностей, которые в первых двух частях заставляли надеяться на счастливый исход. Трое главных персонажей, бывшие в первой части чуть ли не "цирком на выезде", превратились в тройку живых, непредсказуемых и оттого опасных людей. Если не откровенно жестоких, то жёстких - точно. В этой части нам уже не до смеха. Здесь всё почти как в жизни. Парадоксально, что при этом третьи "Пираты" - наверное, самый весёлый фильм из всей трилогии. И большая часть шуток сводится к абсурдному, недоброму - волчьему - ёрничанью персонажей друг над другом и над самими собой. Смех на грани отчаяния. Смех потому, что "пока смеёшься - сам чёрт с тобой не сладит".
Если вы из тех людей, которые в детстве самозабвенно играли в пиратов, рисовали карты сокровищ и вопили "Лопни мои глаза! Тринадцать человек на сундук мертвеца!" - то вы несомненно углядите в этом фильме что-то неприятное. Во всяком случае, когда схлынет после просмотра волна оглушительно-задорной радости, непременно останется некий червячок - то ли сомнение, то ли тревога... И если немножко подумать, причину появления этого червячка совсем нетрудно вербализовать. В детстве тебя приучили руководствоваться законами сказки, и ты всегда знал, что всё дозволено, потому что добро непременно восторжествует, что тебя спасут отважные товарищи, а если даже и не спасут, то всегда можно начать играть сначала. Очень сложно играть в пиратов, индейцев или мушкетёров, когда предательство - не понарошку, горе - не понарошку, удар шпаги - не понарошку...
Как жить, если настоящие пираты - это шайка разбойников, для которых ограбить, предать и убить - не проблема, и сокровищ у них, как мы знаем из учебников истории, никогда не водилось, и всё это, что так любимо нами - пёстрые головные платки, гордые шляпы с перьями, драгоценные кольца в ушах - всё это миф, миф, миф, - как жить после этого? Как верить?
Но создатели третьей части "Пиратов", к счастью, не перешагнули эту планку, сумели удержать хрупкое равновесие. Пугнули тенью реальности, но оставили сказку сказкой, пусть местами и страшноватой.
Можно было бы состряпать ещё пару серий, и я не сомневаюсь, что они смотрелись бы интересно, но я всё же буду надеяться, что создатели "Пиратов" поставили этим фильмом точку. Потому что финал - за любовь заплачено правом встречаться раз в десять лет, а капитан Джек, оставшийся с тем же, с чем и всегда, то есть ни с чем, не унывает и пускается в очередную авантюру - это самая правильная точка из всех возможных. Этот финал очень светлый - несмотря ни на что. Потому что после него снова хочется верить в тот мир, где компасы, карты и "Пиастры, пиастррры!", и всё, кроме радости, немножко понарошку. А раз мы верим, значит, он - есть.