01:56 

Death Note

флафф, некрофилия
Четыре истории, часто говорит Э.
Я думаю, что-то похожее есть у каждого, только романтик свои истории называет Сказками, а прагматик - идефикс; у кого-то их больше, у кого-то меньше, у кого-то - всего одна, как ось мироздания. У Борхеса тоже было четыре, - но это так, к слову.
Мои "четыре истории"...
Первая - история учителя и ученицы.
Вторая - вечная близнецовая тема.
Третья - история вражды.
Та хрупкая эмоция, которую я, считая наиважнейшей из всех, принимала за любовь и за которую с детства хваталась как за спасательный круг в гнилой трясине прочих человеческих чувств, - дружба. Но есть форма отношений, которую я ставлю ещё выше. По счастью, я ни разу не сталкивалась с ней в реальном мире. Только в книгах - да и то не так часто, как хотелось бы, потому что даже по книжным меркам это отношения полумистические, чересчур идеальные, проще говоря - невозможные. Я говорю о вражде - вражде между двумя равновеликими силами, такой вражде, которая, пройдя сквозь годы, перестала быть враждой в обычном понимании этого слова и превратилась во что-то другое, как свинец становится золотом, побывав в атаноре. Сравнение такого рода отношений с бесконечной игрой в шахматы избито, да и не совсем верно. Шахматист должен быть готовы пожертовать всем ради победы, а эти двое вынуждены то и дело подыгрывать друг другу. Я бы скорее сравнила этих двоих с заговорщиками, которые для всего мира - смертельные враги, но на самом деле никогда не причинят друг другу реальной боли, потому что один без другого никто, и оба прекрасно это сознают. Все мысли - о сопернике, любое действие - попытка уколоть побольнее; вот и выходит, что каждый из них живёт ради другого, дышит ради другого, и ни дня, ни ночи, ни минуты не провести в одиночестве - всё время с мыслью о нём, о другом, всё время вместе, никак иначе. Может быть, изредка они устают от вражды, устраивают перемирие, встречаются в какой-нибудь кофейне, как старые друзья, беседуют, шутят. Это солнечные дни с едва заметным горьковатым привкусом, где горечь - сознание того, что перемирие не может продолжаться вечно, того, что их вражда - не просто цепочка взаимных обид; что вражда эта заложена глубоко в них самих. Слишком по-разному видят они мир и населяющих его людей, и если понять друг друга могут, то принять - никогда. И вот - кофе допит, начинается новая партия, старые счета обнуляются, фигуры расставлены.
Что из этого есть в Death Note?
Вынуждена грустно признать: почти ничего.
Давным-давно одна моя знакомая, посмотрев Loveless, заявила, что это "её идеальное аниме". Я часто думаю - какое оно у меня, это идеальное аниме. Death Note мог стать моим "идеальным аниме", но не стал. Вряд ли оно войдёт даже в список любимого (весьма длинный, кстати сказать). Death Note - конфета без начинки. Чего только нам не обещают в первых сериях: и равновеликих противников, и достоевщину, и психолого-морально-сюжетную нагрузку на должном уровне, - я уж не говорю о графике, которая тут на уровне не то что должном, а вовсе запредельном. Графика до самого конца будет безупречной. Отлично выдержанный стиль, много мелких художественных хитростей, подчёркивающих эмоции и характеры, тонких и настолько уместных, что их почти не замечаешь.
Когда стихают первые восторги, начинаются сплошные разочарования. Правдоподобно изобразить интеллектуальную дуэль двух гениев, не будучи гением самому, очень сложно. Не стоит забывать и о зрителях - среди рядовых поклонников аниме, увы, нет высоколобых интеллектуалов, способных оценить красоту по-настоящему сложной интриги. Поэтому простейшие логические умозаключения героев выдаются за достижения великих умов. Не смогли авторы или не захотели - вопрос, конечно, интересный, но, так или иначе, "дедукция" здесь выглядит на редкость глупо. Я всё-таки склонна считать, что не смогли: авторам даже не удалось избежать самоповторов, - я уж не говорю о второй части сериала, которая вся представляет собой один большой самоповтор. Но и в первой части сюжет то и дело провисает, а большинство проблем высосано из пальца. Стоит ли говорить, что зрители, выросшие на Конан Дойле и Агате Кристи, будут браниться сквозь зубы?
Полностью и окончательно первую часть губит появление Мисы. Вероятно, она введена для того, чтобы её действия послужили катализатором в патовой ситуации (так, кажется, это называется в шахматах) между Лайтом и L, - но она неправдоподобна от макушки до кончиков ногтей. Неправдоподобны её мотивы, неправдоподобна её неизвестно откуда взявшаяся страсть к Лайту, неправдоподобна её глупость, несовместимая с жизнью. Миса не несёт в себе никакого смысла, кроме фансервиса. Ненужный, лишний персонаж.
Со всем этим можно смириться.
Лично для меня главная обида Death Note заключается в том, что равновеликих противников здесь нет.
Нам не просто дают понять, что борьба Лайта и L - противостояние противоположностей, но и всячески подчёркивают и эстетизируют это противостояние. Между тем, это далеко не аксиома. Если на интеллектуальном уровне Лайт и L, действительно, достойные противники, то их силы несопоставимы. Характеры - тоже. Лайт - персонаж простой, даже шаблонный, его характер не то что не раскрыт - его просто нет. Его невозможно полюбить. L полюбить легче лёгкого. У L - это очень хорошо чувствуется - есть прошлое, может, не такое богатое и трагическое, как у проф. Снейпа, но, однозначно, интересное. Не исключено, что в прошлом он пережил историю, сходную с историей Лайта - иначе его повышенный, абсолютно алогичный интерес к Лайту объяснить трудно. (Если уж фантазировать, то почему не предположить, что он, в отличие от Лайта, сумел побороть соблазн и получил урок на всю оставшуюся жизнь?). Короче говоря, один могущественнее, второй интереснее - но сил это, к сожалению, не уравнивает. Нет, это не одна из моих "четырёх историй". Это чья-то чужая история, совершенно мне не близкая и не интересная.
Или всё-таки?..
Финал. Редкий по силе и красоте финал, возможно, самый сильный из всех финалов аниме, что мне доводилось видеть. Это такая концовка, когда и злишься, и торжествуешь, и хочется плакать - непонятно только, по кому, - и кого-нибудь хочется поколотить, только опять-таки не знаешь, кого... Он страшный, он чудесный, и единственно правильный, и чудовищно несправедливый, - всё, всё умудрились вложить авторы в этот финал, и из этого всего вырастает восхищение простой красотой мира. Ты становишься Лайтом - в большей мере, чем за весь сериал, - и одновременно с внезапно открывшимся тебе прекрасным миром наваливается ужас перед собственным стылым мирком. Ты корчишься от одиночества, зовёшь женщин, которые тебя любили (тебя ли?..); и в конце концов ты видишь перед собой единственного человека, который когда-либо был тебе интересен, единственного равного себе, единственного, которого ты боялся, единственного человека, который знал всё о тебе и, несмотря на это, продолжал звать тебя своим другом; и тебе кажется, что ты спасён.

@темы: самозакапывание, движущиеся картинки, философия чайника

URL
Комментарии
2007-09-05 в 02:14 

Сабико
100% sabiko. Please, hug, hold, feed, care for.
Вот уж не думала, что такое вступление предваряет рассуждения о тетрадочке х_Х

Может, дело в том, что у нас с тобой разные источники? По мне так прэлестное, прэлестное манго без каких-либо особых претензий и миса-миса там очень даже в тему (как же без девочки-красявы, если автор так мило рисует?), более того, мне она симпатичнее главгероев.

Хотя я дочитала-то до середины отсилы. Спеклась на мега-корпорациях.

(а про Агату Кристи ты зря. Видимо, давно её не читала. Тетрадка намноооого продуманнее и интеллектуальнее.)

2007-09-05 в 03:42 

we begin and we end, at night, in the woods
Лайт - персонаж простой, даже шаблонный, его характер не то что не раскрыт - его просто нет. Его невозможно полюбить.

не согласна. у меня весьма много знакомых, любящих Лайто. то есть не тупо фанатеющих, а вполне всерьез. да и мне он нравится. другое дело, что Л неизмеримо благороднее. классическое противостояние добро-зло, "потому что я справедливость!" - с обеих сторон.

да, в идеале в такую битву не должны вмешиваться никакие Мисы. но жизнь, увы, не идеал. и глупая девочка может стать очень сильным оружием в руках любого из противников.

2007-09-05 в 04:09 

Those who live are those who dare.
Сабико
я слышала, что аниме Death Note хуже манги - так считают почти все, кто читал мангу и смотрел аниме.

Ameko
А мне финал кажется немного несправедливым. Да, он сильный, безусловно, но все же, смерть Лайта как-то слишком романтизирована, как для бездушного маньяка-убийцы. Насколько я знаю, в манге его кончина была более жесткой.

Можно поинтересоваться, какие твои любимые аниме?

2007-09-05 в 07:50 

Not a man for compromise and wheres and whys and living lies
[Королевна], не хуже... Просто есть три немного отличающихся варианта - манга, аниме и фильм. Общего между ними столько же сколько между г1 и альтернативными версиями трансформеров.

На счет в целом поведения - согласен. Логика иногда хромает на обе ноги, а простота и эффективность действий отсутствует как таковая...

2007-09-05 в 10:08 

sooner or later one way or another
вот удивляюсь я на вас:)
никто не знает мои четыре истории.
это же значит рассказать про себя ВСЁ.
впрочем, может, и сама я их не знаю?)

никогда-никогда не думала про такую вражду. вчиталась в каждое слово, удивилась, потом всё-всё поняла. и как это похоже на Тебя..)

2007-09-05 в 12:17 

You see and say "Why?", I see and say: "Why not?.."
истории есть у каждого - это так
и, самое интересное, они у всех похожи
В большей или меньшей степени, но похожи.
Хотя, это, может обуславливаться похожестью людей, который находятся рдом.

Death Note
Я думала, что оно станет моим любимом аниме, но тоже не вышло.
После того, как был убит L., я посмотрела еще 2 серии и больше не смогла.
Для меня их истори была одной из самых интересных в аниме за последние годы. Впрочем, она не получила того развития. что я хотела. Хотя, думаю, что она получила одно из самых логичных развитий - и это мне тоже не понравилось.
Прошло время и всё уже немного стерлось. Но, надо признать Эля я иногда вспоминаю (сегодня вот приснился парень, что сел рядом со мной в автобусе в эту позу и я решила с ним познакомится).

2007-09-06 в 00:21 

флафф, некрофилия
Сабико
согласна, тетрадочка не заслуживает такого высокохудожественного вступления %)
Насчёт манго не знаю - я её и не читала толком, только краешком глаза... Аниме - претенциозное донельзя. Очень качественно и красиво сделано. Авторы явно намеревались заделать шедевр. Другой вопрос, что у них получилось...
А Агату Кристи я, действительно, читала, когда мне было десять лет. Тогда она воспринималась адекватно. Я упомянула её ради красного словца, не знаю, как бы она пошла у меня сейчас) А вот Конан Дойль всё равно хороший. Буду настаивать.

ТууТикки
е согласна. у меня весьма много знакомых, любящих Лайто. то есть не тупо фанатеющих, а вполне всерьез. да и мне он нравится. другое дело, что Л неизмеримо благороднее. классическое противостояние добро-зло, "потому что я справедливость!" - с обеих сторон.
Ну, не знаю, можно ли назвать благородным человека, способного ради раскрытия дела жертвовать своими людьми... ладно, бог с ним, с L. Но как можно всерьёз любить Лайта? Он ведь совершенно неживой. Никак не показано, как он меняется. Нет ни смятения, ни колебаний, ни сомнений в собственной правоте. Никак не показаны его отношения с семьёй - хотя они ДОЛЖНЫ быть: мы видим, что семья его любит - значит, он не с рождения был хладнокровным убийцей. Даже у Раскольникова была Сонечка Мармеладова. А Лайт - робот. Не верю, короче.

[Королевна]
По мне так концовка манги гораздо глупее концовки аниме, но. как известно, на вкус и цвет все фломастеры разные)
Можно поинтересоваться, какие твои любимые аниме?
У меня их так много (и такого разного), что сразу ответить не могу - надо думать) Напишу в ближайшее время, тем более ты не первая, кто спрашивает.

Itikka
общую канву историй пересказывать несложно. А всё - так, чтобы оно было по-настоящему - наверное, и невозможно.

.ДжуЭнджи, клетчатый плед и кленовые листья
Я досмотрела до конца. Хотя Ниа (последователь L, очень похожий на него, только вместо сладостей - кубики и паровозики *_*) меня слегка нервировал.
Смерть L вообще была для меня шоком - она совершенно неожиданная, неправильная и глупая. Эх, я тоже хочу видеть во сне парней, которые похожи на L.

URL
2007-09-06 в 12:54 

Ну, не знаю, можно ли назвать благородным человека, способного ради раскрытия дела жертвовать своими людьми... ладно, бог с ним, с L. Но как можно всерьёз любить Лайта? Он ведь совершенно неживой. Никак не показано, как он меняется. Нет ни смятения, ни колебаний, ни сомнений в собственной правоте. Никак не показаны его отношения с семьёй - хотя они ДОЛЖНЫ быть: мы видим, что семья его любит - значит, он не с рождения был хладнокровным убийцей. Даже у Раскольникова была Сонечка Мармеладова. А Лайт - робот. Не верю, короче.
Я бы еще добавила тот минус, что он как изначально решил убивать преступников и шантажировать правительства, так более ничего умного до самого конца так и не придумал - нет развития, понтов про дивный новый мир много, а ничего для этого он не делает. Плюс - то, что Лайт не вызывает сочувствия.

2007-09-06 в 15:48 

we begin and we end, at night, in the woods
Ameko, а Лайт и не хладнокровный убийца в классическом понимании. он фанатик ) но не подобный Миками. Лайт счел себя Избранным, когда в руки ему попала тетрадь смерти. счел себя достойным карать и миловать. счел себя Богом нового мира, как уже говорилось. тетрадь - переломный момент.

не будь тетради, Лайт стал бы тем, кем он был без памяти о происшедшем (с момента отказа от тетради и до нового к ней прикосновения). таким же фанатиком - но фанатиком другой стороны правосудия, стороны L и прочих. и ради этой стороны - "добра", если угодно - он бы так же легко пожертвовал чьей угодно жизнью, хоть отца, хоть сестры.

Лайт - человек идеи. не любви, не всяких-там-сонечек-мармеладовых, не семьи. именно человек идеи, и только идея для него важна. такие люди умеют привлекать, умеют вести за собой - тем они и притягивают.

2007-09-06 в 22:16 

Ameko
флафф, некрофилия
Цилинь обыкновенный
ППКС )

ТууТикки
я не настаиваю, что он именно хладнокровный убийца. Пускай "человек идеи". Люди, которые его окружают, должны представлять, что он собой представляет и что от него можно ожидать. Они должны знать, что он упёртый, холодноватый, склонный к фанатизму и т.д. Им может не понравиться тот факт, что он Кира, но в принципе они должны понимать, что это возможно. Они же считают такую возможность недопустимой. Мне кажется, за почти 20 лет совместной жизни человека можно узнать получше.
Лайт - человек идеи. не любви, не всяких-там-сонечек-мармеладовых, не семьи. именно человек идеи, и только идея для него важна.
Мы имеем дело с идеей правосудия, так? Насколько я понимаю, такие идеи не всплывают из ниоткуда - Лайт должен был копить злость на нарушителей закона всю жизнь. В таком случае Лайт должен долго колебаться перед тем, как убить первого не-преступника (то есть, самому сделаться преступником, которых он ненавидит). Он же убивает невиновных с такой же лёгкостью, как виноватых. Нет. всё-таки, извините, не верю.

URL
2007-09-07 в 02:16 

we begin and we end, at night, in the woods
Мне кажется, за почти 20 лет совместной жизни человека можно узнать получше.

ох... если честно, только не обижайтесь (-ся), так может говорить только человек, которому плюсминус, но повезло с родителями ) мои за 20 лет - 21, если точнее - очень мало обо мне знают. почти ничего. а Лайт скрытен по натуре и совершенно не склонен открываться перед кем бы то ни было вообще.

Он же убивает невиновных с такой же лёгкостью, как виноватых.

где? сначала он убивает очевидного _преступника_, который захватил в заложники детей. он не видит крови, не видит смерти, для него это все лишь изображение на мониторе. был человечек - нет человечка. был плохой человечек, умер, стало всем лучше... следующее убийство - тоже парень не из хороших, активно пристает к девушке, 99%, что окончилось бы ограблением или изнасилованием. стоило убить? стоило. а то, что убивает спокойно... а чего ему нервничать-то, убийство в глазах современной молодежи штука бытовая. тем более написать в тетрадочке - не самому с топором прыгать. руки чистые остаются.

в глазах Лайто все убитые им - преступники, так или иначе ) против мира, против новой идеи и так далее. невиновных нет.

2007-09-07 в 10:58 

флафф, некрофилия
ТууТикки
ох... если честно, только не обижайтесь (-ся), так может говорить только человек, которому плюсминус, но повезло с родителями )
нет. С родителями мне не повезло. Не хочу объяснять, почему, но это факт.
А вот у Лайта как раз вполне нормальные, хорошие родители, у него нет причин закрываться в себе. Скажем так: он не мог быть таким от рождения (каким бы скрытным не был ребёнок, родители для него значат очень много). Значит, в определённом возрасте имел место процесс "ухода в себя" - но родители должны были это заметить.
Бывают родители, которые ничего не знают о своих чадах, согласна. Но это всего лишь значит, что им всё равно. Родителям Лайта не всё равно.

Под невиновными я имела в виду не первых жертв, а убийство Рея Пенбара, его невесты и прочих агентов ФБР (а дальше уже пошло по накатанной дорожке). В фильме (который полнометражный) это вообще смотрится глупее некуда, потому что вместе с невестой Пенбара Лайт убивает свою девушку и по-детски радуется - вот ведь круто. кого хочу, того убиваю *_*

URL
2007-09-07 в 11:22 

флафф, некрофилия
А вообще в моём посте должен был ещё один абзац, но я поленилась его писать:)
Я хотела сказать, что при всех недостатках Death Note она обладает наиважнейшим качеством - цепляет за некие крючочки и заставляет долго и вкусно размышлять на тему "а вот если бы это было вот так, а то вот этак...". Примерно как книжки про Гарри Поттера, которые не обладают никакими литературными достоинствами, но тоже цепляют и тоже заставляют. Вот и выдумывают фанаты своих собственных персонажей - собственного Лайта, собственного L... Фанаты вообще молодцы: где надо - домыслят, заштопают дырки в логике. И любят, естественно, собственных персонажей, а не канонических, потому что считать каноном фанфик - добрая фэнская традиция и "как яоя нет? его просто ещё не нарисовали!".
И это хорошо :yes: Когда чужая история отзывается и побуждает размышлять о своих собственных.
Но спорить насчёт персонажей бесполезно - мы ведь говорим о разных персонажах.

URL
2007-09-07 в 19:13 

we begin and we end, at night, in the woods
насколько я понимаю, мы пока что спорим об одном - о Лайте из аниме .) ибо фильм я не смотрела, а мангу только готовлюсь прочитать.
просто у нас, видимо, некоторые взгляды разнятся. я же не говорю, что Лайт хорош и форевер, я просто доказываю, что как персонаж он вполне реален, а не надуман .) то есть ситуацию, в которой подобный Лайт вырос и сформировался, я могу себе представить.

А вот у Лайта как раз вполне нормальные, хорошие родители, у него нет причин закрываться в себе. Скажем так: он не мог быть таким от рождения (каким бы скрытным не был ребёнок, родители для него значат очень много). Значит, в определённом возрасте имел место процесс "ухода в себя" - но родители должны были это заметить.
Бывают родители, которые ничего не знают о своих чадах, согласна. Но это всего лишь значит, что им всё равно. Родителям Лайта не всё равно


а что значит "хорошие"? ох, расплывчатое это понятие... мать-домохозяйка, отец-идеалист, у которого меня убила реакция "мой сын смотрит порножурналы?!"... господи, да любой нормальный отец радовался бы, что сын растет как положено. вот если бы не смотрел - тогда надо было бы насторожиться... ан нет, не насторожились. Лайт - одиночка. нам не показано, как складывался его характер, но он просто такой есть. кстати, и отношения с родителями у него - "привет-привет", поднялся в комнату, закрыл дверь. попросили помочь сестре, пошел, порешал с ней задачки, опять сидит один. и ему так спокойно и комфортно. то есть позиция "никто не напрягает" во главе угла.

рей был виновен в том, что следил за Лайтом, невеста - в том, что из-за нее Лайта могли разоблачить ) говорю ж, невиновных в его глазах вообще не существует. кроме него самого, естественно.

     

Travelling with ghosts

главная